Всё, что связано с вокалом

Делимся знаниями!

Всё, что связано с вокалом

Сообщение Lenchik » 08 дек 2006, 05:10

Всё, что связано с вокалом: http://www.vocal.ru

Градация голосов (только мужских) у нас уже была, но это немного расширенный вариант:

Классификация мужских голосов с указанием диапазона:
Тенор - "до" малой- "до" второй. Различают: тенор-альтино (способен достигать "ми" второй), высокий тенор, средний, низкий (звучит низ "фа"- "ля" малой, возможно до "до" малой), сверхнизкий тенор ((промежуточный голос), внизу "си" большой.

Баритон - "ля" большой- "ля" первой. Различают: сверхвысокий баритон ((промежуточный голос), внизу "си b" большой), высокий, средний, драматический баритон (звучит "ля" большой), бас-баритон (звучащее "ля", "ля b" большой).

Бас - "фа" большой- "фа" первой. Различают: баритональный бас (есть "соль" большой), высокий бас-кантанте (внизу "соль", "фа #" большой), низкий бас-кантанте (звучит "фа" большой), центральный бас (внизу "ми", "ми b" большой), низкий центральный бас (хорошее "ре" большой), бас-профундо (хорошее звучащее "до" большой, внизу "си"- "ля" контр), октавный бас ((контрабас), звучащее "ля" контр, внизу "соль"- "фа"(редкий случай) контр).

Классификация женских голосов с указанием диапазона:

Сопрано. "до" первой- "до" третьей (различают сверхвысокое(заход в четвертую октаву-редчайший случай) ), высокое, среднее, низкое (звучащий низ вплоть до "си" малой).

Меццо-сопрано. "ля" малой- "ля" второй (различают сверхвысокое (промежуточный голос), высокое, среднее, низкое (звучащий низ включая "ля" малой)

Меццо-контральто "соль" малой- "соль" второй (различают сверхвысокое(промежуточный голос), высокое, среднее, низкое ( звучит "ля b" малой ("соль" малой))

Контральто "фа" малой- "фа" второй (различают высокое, среднее (звучит "фа" малой), низкое ( от "ре" малой"), также сверхнизкое контральто, "си" большой внизу, баритональное контральто, "ля" большой ("соль" большой) внизу-редкий случай.
Lenchik
Хорумский Розенгурт
 
Сообщения: 1169
Зарегистрирован: 08 дек 2006, 02:27
Откуда: деревня Ясенево
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 36 раз.

Сообщение Vera » 12 дек 2006, 23:44

Побывав на концерте в Кремле, разыскала свою старую подборку (на Титанике об этом речь заходила как-то).

Контр-тенор - очень высокий мужской голос (выше тенора), звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной барочной музыке.

Далее даны выдержи с форума вокалистов ( адреса к сожалению так и не разыскала). В случае чего, лишнее модер почистит)

...Вообще говоря, в современном словоупотреблении термин контратенор полностью совпадает с тем, что ранее обозначалось как фальцеттист. Т.е. сегодня конратенорами принято называть тех, кто поет исключительно фальцетом. А уж затем по диапазону можно решать - он альт или сопрано.

В партитуре барочники ничего не писали. Ставили альтовый или сопрановый ключ (меццо-сопрановый очень редко). Причем иногда в одной и той же партии одна ария могла быть в сопрановом, а другая в альтовом - как было удобнее.

Границы диапазонов двигались. Скоро это стало сопрановым стандартом, так что все сдвинулось. Сейчас граница альт-сопрано где-то в райное ми-фа второй. Т.е "обычный контратенор" - это фальцеттист, поющий в диапазоне альта. Контратенор-сопрано (сопранист) - выше, насколько может.

Тенор-альтино - это в основе не фальцетный голос, это просто высокий тенор. Возможно, он на самых высоких нотах подмешивает фальцет (очень трудная техника), но в среднем регистре поет как обычно. См. Звездочета в "Золотом петушке" - никакое это не изобретение русских музыковедов.

Часть контртеноров согласны с тем, что они поют фальцетом. Остальные же отграничивают себя от фальцетистов (Ковальский, Безинских, Шолль). Механизм у фальцета и у контртенора почти один и тот же, и разница между ними заключается в естесственности и лёгкости (для вокалиста) пения контртенором. Фальцетить может каждый певец, но постоянно петь высоко может лишь контртенор. И хоть, контртенор и представляет из себя эдакий естественый "природный" фальцет, обладателей его достаточно мало, чтобы не приравнивать его к обычному, имеющемуся у каждого певца фальцету. :-)
Фальцетом действительно может петь кто угодно, хоть бас, но как правило, звук получается бедный обертонами. У контратенора звук богатый и диапазон, техника.
Почему как тенора, они пели как мальчиковые альты.
Фальцетом могут петь многие (все же не каждый), но у большинства его тембровое качество посредственно, диапазон невелик и способность управления не разработана. Фальцеттисты тоже могут петь естественными голосами, но качество их теноров, баритонов и басов посредственно. Так что современный контратенор это все же тот, кто выступает на сцене как фальцеттист (не знаю уж, как он поет в узком кругу родственников), а тенора и проч. выступают с естественными голосами (хотя покривляться могут и фальцетом).
Бывают профессиональные певцы: тенор и контратенор -два в одном.
У Баха практически в любой партии из множества кантат и пассионов для хорового или сольного тенора есть верхняя ля (ля бемоль), это обычная практика.
1. Контртенор - это не "разработанный фальцет". Его ставят, как и любой "нормальный" голос. Большинство настоящих контртеноров пело так всю свою сознательную жизнь, с детства. Это их естественный голос, в то время как фальцет, если немного обобщить, это эдакий "спецприём", который используется для создания определённого эффекта и на эстраде, и в опере. Поэтому нельзя назвать полноценный голос, каковым является контртенор - фальцетом.
2. Есть и другой момент. Сейчас контртенора в моде, и любой фальцетист называет себя контртенором. Более того, многие профессионалы называют фальцетистов контртенорами.
Современный контратенор - это тот, для кого фальцет является способом извлечения основных нот рабочего диапазона (можно заметить, как иногда внизу некоторые, если умеют, подмешивают естественный голос, но это только дополнение, не основной диапазон). Если же основной рабочий диапазон построен на естественном (не фальцетном) звукоизвлечении - они тенора (не контратенора), даже если изредка на верхах подмешивают фальцет.
Конечно, многие вокалисты (особенно в еще не преклонном возрасте) умеют петь фальцетом. Но редкость, чтобы были одиноково успешны и как теноры, и как контратеноры. Все же, чтобы оба диапазона были равного (и ХОРОШЕГО) качества - таких примеров найти трудно. Потом контратенор, много поющий естественным голосом, рискует сильно ухудшить свой фальцетный диапазон.
"Естественный", в данном случае не оценка, а только противоположность фальцетному. Falsetto по итальянски - фальшивый в смысле неестественный. Т.е. он извлекается не прямо (естественно), а особым образом - как флажолеты на струнных (или передувания на духовых)....
Vera
 

Сообщение Sliva » 13 дек 2006, 12:57

Вера, с огромным интересом и удовольствие прочитала все вышеизложенное!!! На титанике было столько всего много - тогда успела по диагонали только просмотреть. Честно говоря в моей памяти только два товарища, как я теперь поняла, поющие фальцетом В. Пресняков и Витас? Еще раз - спасибо!
Есть только Миг....
Аватара пользователя
Sliva
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: 11 дек 2006, 18:36
Возраст: 51
Откуда: Москва-Сахалин
Страна: RussiaRussia
Благодарил (а): 683 раз.
Поблагодарили: 217 раз.

Всё, что связано с вокалом

Сообщение Виктор » 09 апр 2007, 17:30

Еще один вариант градации:
Тенор - диапазон: до малой - до второй (си первой),
тиссетура: фа диез малой - фа диез первой,
различают:
лирический - высокий, мягкий, нежный голос с преобладающими верхами. Может доходить до Ре второй октавы,
лирико-драматический - более плотный и сильный, также может "заходить" в начало второй октавы и опускаться до ноты соль большой октавы,
драматический - очень сильный и объемный голос, иногда ярким металлическим тембром, также способен опускаться до ноты соль большой.
героический - чаще всего драматический тенор с очень мощным и сильным голосом.

Баритон - диапазон ля большой - фа, соль бимоль первой, тиссетура -ре малой - ре первой, различают:
лирический - мягкий голос с бархатным тембром, тягатеет к верхним нотам. Может брать даже ноту ля первой октавы,
драматический - сильный и объемный голос. С преобладающей серединой и низами.

Бас - диапазон фа большой - ми первой, тиссетура ля большой - до первой, различают:
высокий - подвижный, мягкий, но при этом довольно низкий голос,
центральный - крупный, объемный, сильный, грудной голос,
бас-профундо - низкий и объемный голос, берущий ноту ля, иногда даже соль субконтр октавы.
Виктор
 

Сообщение Magnolia » 09 апр 2007, 17:41

О! Спасибо. Вроде бы Евгения Тулинова иногда называют Драматическим тенором? Интересно как, а я раньше даже и не задумывалась над этим....
Я не знаю, что мне делать с этою бедою, -
Покорил меня орешек с лысой головою.
Ах, какой красивый нос, и взгляд у него едкий...
Мой мужчина, мой герой, мой орешек крепкий! (с)
Аватара пользователя
Magnolia
Добрый Модер
 
Сообщения: 1276
Зарегистрирован: 08 дек 2006, 16:17
Возраст: 29
Откуда: Москва
Страна: RussiaRussia
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: Всё, что связано с вокалом

Сообщение Sophie » 09 апр 2007, 18:52

Виктор писал(а):тиссетура: фа диез малой - фа диез первой,

Я очень извиняюсь, но всё же - "тессИтура"

Темка же ликбезная, пусть в ней будет всё правильно по максимуму ;)
The Show Must Go On..
Аватара пользователя
Sophie
 
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: 19 фев 2010, 12:56
Возраст: 36
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 32 раз.
Поблагодарили: 121 раз.

Сообщение Lenchik » 09 апр 2007, 22:41

Ээээ... :oops: раз темка ликбезная... Люди, объясните еще, пожалуйста, неучам с 3-мя классами муз. образования, что такое эта самая тесситура! :grin:
Lenchik
Хорумский Розенгурт
 
Сообщения: 1169
Зарегистрирован: 08 дек 2006, 02:27
Откуда: деревня Ясенево
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 36 раз.

Сообщение =Мурка= » 09 апр 2007, 22:47

Тесситура
(итал. tessitura, буквально - ткань, от tessere - ткать) - отрезок звукового диапазона певческого голоса или муз. инструмента, занимающий определённое высотное положение. Соответствие тесситуры характеру голоса певца или выразительным и техническим возможностям инструмента - необходимое условие художественного исполнения.
Или, что, в принципе, похоже на предыдущее определение:
Тесситура - преобладающий высотный уровень музыкальной партии в соответствии с диапазоном голоса или музыкального инструмента.
Реальность – это то, что продолжает существовать, когда мы перестаем в неё верить. © Бернард Вербер, "Последний секрет"
Аватара пользователя
=Мурка=
"А она все слова знает!" ©
 
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 18 фев 2010, 01:24
Возраст: 28
Откуда: Москва
Страна: RussiaRussia
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение Elin » 17 ноя 2007, 01:25

Еще один вариант градации голосов:

Мужские голоса

Мужские голоса звучат на октаву ниже женских, в них различают только два регистра: грудной и головной, резко разграниченные, особенно у низких голосов. Переходные ноты между регистрами у высоких и низких голосов различны.


Тенор – высокий мужской голос. По характеру звучания тенора различаются на лирические и драматические. У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру. Общий диапазон: до малой – до второй октавы; рабочий диапазон: соль малой – соль, ля первой октавы. Переходные ноты: ми бемоль-фа# первой октавы.


Лирический тенор с широким диапазоном головного регистра, который формируется легко и свободно до нот ре, ми второй октавы, называется альтино. Этот очень редкий голос без затруднений преодолевает переходные ноты, а верхние ноты у него по звучанию близки к низким женским голосам. Альтино особой силой звука не отличаются, но полезны в хоре для расширения диапазона и обогащения красок звучания.


Драматический тенор отличается насыщенным звучанием соответствующего характера. Переходные ноты к головному регистру те же, но они осваиваются с трудом. Неудобство на этих нотах выражено больше, чем у лирических теноров. Головные ноты воспроизводятся напряженно и могут быть исполнены на forte или mezzo forte. Рабочий диапазон в области малой октавы и до переходных нот к головному регистру. На крайних нижних нотах сила звука обычно падает. Но бывают драматические тенора, у которых нижние звуки мало отличаются от баритонального звучания. Н.В.Матвеев в “книге Хоровое пение”* рекомендует избегать участия в хоре драматических голосов, т.к. они по характеру своего тембра (наличие некоторой вибрации) разрушают ансамбль партии.


Низкие мужские голоса


Низкие мужские голоса: баритоны и басы звучат в большой, малой и нижней половине первой октавы, иногда в контроктаве. Грудной регистр занимает приблизительно 2/3 диапазона.


Баритон – довольно подвижный голос, особенно лирический баритон. Полный диапазон: ля большой – фа, соль первой октавы. Переходные ноты: до#-ми бемоль первой октавы. Наибльшая сила и яркость звучания появляется в верхней половине диапазона. Рабочий диапазон: до малой – ре первой октавы.


По характеру звучания различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам и иногда, при надобности, если обладают достаточной силой звука на нижних нотах, могут быть использованы в партии вторых басов.*


Бас имеет широкий диапазон нижних нот. Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах си малой – до первой октавы. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. Звуки в большой октаве отличаются низким звучанием достаточной силы. Общий диапазон: Ми большой – фа первой октавы. Рабочий диапазон: Фа, Соль большой октавы – ре, ми первой октавы.


Басы, имеющие в своем диапазоне ноты контроктавы. Называются басами профундо или октавистами. У этого голоса короткий диапазон верхних нот. Голос наверх идет с трудом, верхняя половина малой октавы звучит напряженно и некрасиво. Октависты – голоса специфически хоровые, звуки контроктавы обычно большой силой не отличаются, но и при звучании на piano создают красивый органный фон, очень ценный для хора.


Баритоны в хоре составляют партию первых басов, а остальные низкие голоса – партию вторых басов.


В хоровой практике при определении голоса в ту или иную партию основное значение имеет не столько характер голоса (лирический, драматический), сколько величина диапазона, звучание верхних или нижних нот, владение ими. Но во избежание пестроты звучания следует учитывать и характер голоса и по возможности стараться составлять каждую партию из одинаковых по характеру голосов.

Взято с http://forum.yasnet.ru/index.php?showtopic=20787
Allons-y!
Аватара пользователя
Elin
 
Сообщения: 1241
Зарегистрирован: 08 дек 2006, 21:04
Возраст: 43
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 405 раз.
Поблагодарили: 1253 раз.

Сообщение La Rochelle » 24 фев 2009, 01:32

Тенор - диапазон: до малой - до второй (си первой),
тиссетура: фа диез малой - фа диез первой,

Как интересно! Виктор, не расскажете, где Вы взяли подобную информацию? Насколько я знаю, диапазон голоса показывает количество тонов, который голос охватывает (однооктавный, полутораоктавный, двухоктавный и т.д.), а все, что определяется конкретными нотами, типа "до малой - до второй" это таки тесситура. И почему у Вас тесситура голосов всегда Уже диапазона? Особенно потряс баритон: "тесситура: ре малой - ре первой." Да баритон с такой тесситурой ни одной арии не споет. Я в замешательстве...
Аватара пользователя
La Rochelle
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 26 янв 2009, 04:29
Возраст: 43
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение IriSka » 10 мар 2009, 02:05

Немного об аранжировках

"В этой программе много произведений a cappella, так как именно они являются своеобразной визитной карточкой нашего коллектива.
Одно из них - романс "Калитка". Кстати, аранжировку к нему специально для нас написал мой друг из Минска". (с) Олег Бляхорчук, буклет ХТ "Шоу продолжается..."

Аранжировка "Хора Турецкого". Концерт в г. Королеве, 16.02.2009
http://narod.ru/disk/6471995000/21_Kalitka.wma.html

Аранжировка Хора "Пересвет". Концерт в Малом зале Консерватории, 08.03.2009
http://narod.ru/disk/6472093000/03_Kalitka.mp3.html
Песню, что споешь для всех,
Ветер бросит в даль...
Аватара пользователя
IriSka
Хмурый Модер
 
Сообщения: 2066
Зарегистрирован: 08 дек 2006, 01:53
Благодарил (а): 499 раз.
Поблагодарили: 1636 раз.

Сообщение tea » 13 ноя 2010, 01:50

IriSka писал(а):там найдется как место для альтинного вокализа, так и возможность для Его Величества "замочить верхнее до"

Вот кстати, уже давно возникал у меня такой вопрос. Кто-нибудь знает, какие ноты считаются "верхними" и "нижними" у господ солистов? У МК, ЕТ, ЕК (там, понятно, нижняя интереснее))) У ИЗ тоже.... У остальных как бы ладно... Где-нибудь была такая информация? :???:
Сорри, если не в теме.
А, да, Бориса забыла....
О, а много оказывается тех, кто может "замочить"! :smile: Хотя я не спец, конечно.
Аватара пользователя
tea
 
Сообщения: 122
Зарегистрирован: 06 сен 2010, 13:58
Откуда: вл-к
Страна: RussiaRussia
Благодарил (а): 155 раз.
Поблагодарили: 470 раз.

О влиянии строения черепа на голос

Сообщение Sliva » 02 июл 2012, 23:48

http://olga-arefieva.livejournal.com/223718.html
Ольга Арефьева "Раз уж про мужские голоса..."

Ух ты. Интересно, что у него нижняя часть лица и выражение рта очень похожи на Фредди. Размышляю о влиянии строения черепа на голос. Но главное - это вообще чудо, возможно ли настолько идеально повторить чужую манеру и сложную партию - абсолютно без сучка и задоринки? "Вы говорите, это невозможно, но оказывается вы это просто не встречали. Еще". Прямо есть искушение сравнить дату рождения этого чувака и безвременной смерти Фредди. Ведь мог он родиться в 91-м? ну или 92-м? Правда, голос - принадлежность тела довольно в большой степени, он крепко завязан на на антомию. То есть надо не только вернуться, но и сделать себе похожее тело... Вообще-то даже для Далай-Ламы задачка непосильна по-моему.
Смотреть и слушать здесь:
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... REKkAk628I

Еще пример:
http://www.youtube.com/watch?v=4dBDYIgm ... re=related
http://marcmartelmusic.com/

PS по прочтению у меня вопрос к знатокам: логично что связь возможна. но насколько этот фактор влияющий?
Последний раз редактировалось Sliva 03 июл 2012, 01:07, всего редактировалось 1 раз.
Есть только Миг....

За это сообщение автора Sliva поблагодарили - 2:
Бальзане, flying_submarine
Аватара пользователя
Sliva
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: 11 дек 2006, 18:36
Возраст: 51
Откуда: Москва-Сахалин
Страна: RussiaRussia
Благодарил (а): 683 раз.
Поблагодарили: 217 раз.

Сообщение Eltor » 03 июл 2012, 00:29

Sliva писал(а):О влиянии строения черепа на голос

Там, где у человека мозг, у певца - верхний резонатор! (с)
Я работаю за идею. А идея у меня одна - купить остров!
Аватара пользователя
Eltor
Главный поставщик Хорумского Двора
 
Сообщения: 2345
Зарегистрирован: 10 май 2009, 23:27
Возраст: 38
Откуда: Новый Афон - Москва
Страна: AbhaziaAbhazia
Благодарил (а): 233 раз.
Поблагодарили: 3401 раз.

Сообщение Elena » 07 июл 2012, 13:14

Тенор тенору рознь, а от резонатора вместо мозга и бас не застрахован, никто не застрахован.

По существу:

"Механизм образования природного вокального тембра голосе, выгодно отличающегося от тембра всех прочих (искусственных) музыкальных инструментов, до сих пор не выяснен, в частности не установлено, каким путем и в какой преимущественно части голосового аппарата голос певца приобретает, в результате вокальной культуры, свою тембровую окраску".
Доктор медицинских наук И.И. Левидов (Искусство, 1939 Москва). На него по сей день и ссылаются, статья полностью: http://corpuscul.net/shkola/postanovka- ... ezonatory/

Я даже зашла на сайт ВАК. Ничего новее сайт не предложил, что подтвердило сложившееся за годы учёбы ощущение, что именно певческий голос лор-ов и фониаторов интересует мало. Был бы хоть какой-нибудь, для речи, а уж тонкие настройки - дело десятое. Конечно, если сломать, человеку нос - человек начнёт гундосить, но если гундосому поправить перегородку, совсем не факт, что вдруг расцветёт певческий талант. Вклад каждого механизма в формирование певческого голоса остаются пока невыясненным до конца. Область практического применения узка. "Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого".

Что я могу сказать? Генетика - наше всё, Непредсказуемый набор генов отвечает за длину и эластичность связок, за форму и размеры пазух черепа, за формирование нервно-мышечного аппарата (ведь "перламутровыми канатиками" нужно ещё и эффективно управлять). Всё вносит вклад. Не потому у молодого человека голос похож на Фреддин, что лицо выглядит похоже, и голос и лицо - проявление его генетического кода. Как с кошками: видим трёхцветную, точно кошка, не кот, но не расцветка определяет пол.

А на анатомию и физиологию ещё накладывается сверху техника, школа, да эпоха, наконец. Вот интересная ссылка: "Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto", 2007 год http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/in ... ?id54=8983
"Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь"

За это сообщение автора Elena поблагодарили - 4:
Бальзане, Astra, Sliva, Машуня
Аватара пользователя
Elena
.doc
 
Сообщения: 2960
Зарегистрирован: 08 дек 2006, 22:14
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 2050 раз.
Поблагодарили: 3075 раз.

След.

Вернуться в Ликбез

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron